Тренер калининградского «Локомотива» Андрей Воронков привлечён к дисциплинарному наказанию за расистское высказывание. Сравнение кубинки с обезьяной стоило ему двух следующих лет практики и непоправимого репутационного урона.
Случай громкий, но нечто подобное у нас и раньше нет-нет, да и вскрывалось. Конечно, эти случаи не массовые и повальные, но, наверное, имевшие место практически в каждой дисциплине. Этот же случай поражает как дерзостью, так и резонансом.
«Почему опять ловишь эту обезьяну?»: спросил Воронков во время тайм-аута у блокирующей команды «Локомотив» Валерии Зайцевой? Стоит ли говорить, что речь шла явно не о компьютерной игре, и из контекста было всё понятно. А жертвой его оскорбления стала Айлама Монтальво, кубинка, играющая за «Уралочку».
И уже спустя сутки видео «завирусилось», да не только в интернете, но и в федеральных СМИ. И телефон не смолкал. Однако вместо положенных поздравлений за второе подряд золото – вопросы от спортивных чиновников и журналистов, им такие сравнения, мягко говоря, были непонятны.
Но было и ощущение, что конфликт стихнет также быстро, как и начался. Кубинка отреагировала сдержанно, не желая конфликтовать. В данной ситуации выход лишь один – извиниться и всё. И ситуации – как не бывало.
Тренер же пошёл иным путём, далеко не самым разумным и эффективным. Он начал играть в «молчанку», пытаясь «перемолчать» общественность. Неделю был не на связи, когда журналисты прямо интересовались –отказывался отвечать, также не посещал светские рауты и конференции, где этот вопрос был бы задан. И это было его роковой ошибкой, самой серьёзной и дорогостоящей за всю карьеру.
И вот, 19 мая состоялась комиссия Всероссийской федерации волейбола, что была созвана для вынесения наказания не сдержанному тренеру. Уже стало совершенно ясно – наказанию быть! А вариантов была много: от выговора до дисквалификации на полгода, что казалось на тот момент чем-то фантастическим. Но реальность она порой куда более фантастична, чем смелый вымысел. Комиссия вынесла невиданную раньше рекомендацию –дисквалификация на два года.
Но вердикт вынести мог лишь исполком…
Услышав столь высокую предложенную меру наказания, эксперты были удивлены, но не поверили в её возможность – все были единодушны в том, что вряд ли дойдёт даже до дисквалификации, отделается чем-то более дежурным. Как ни крути, а Воронков – величина. Он привёл как крупные мировые чемпионаты, так и поднимал команды до золотых мест. Да и в женском волейболе очень хорошо себя показал – успех калининградского «Локомотива» говорит сам за себя. Куда же мы в столь непростой ситуации без такого сильного тренера?
Но исполком был очень радикален и принципиален, этот случай и правда был за гранью. Подобное происходило, но, чтобы эти выпады оставались без извинений – неслыханно. Рекомендация была одобрена в полном объёме. 2 года дисквалификации. Решение беспрецедентное, но вполне продиктованное ситуацией.
Давайте вспомним сколько до этого было решений комиссии, когда они, наоборот, старались уйти от общественного резонанса и скандала? С мягкими приговорами, попустительством и прочим. А всё во имя того, чтобы не сталкиваться с трудностями. За исключением, пожалуй, случая в гандболе, когда пожизненно дисквалифицировали за договорные матчи и заработок на ставках. Но вот и ВФВ показали спортивный характер. Промолчать в этой ситуации – убийственный шаг для спортивной этики всей России.
Такая мера – возможно даже показательная казнь, которая относится ко всему миру спорта и в целом общества. Нельзя оскорблять и унижать человека просто за то, что он представитель другой расы. Россия – страна многонациональная и высококультурная, здесь варварские предрассудки неприемлемы. А в особенности, если виноватая сторона не приносит извинений.
Воронкова в этой ситуации ничуть не жаль – сам виноват. Сказать, что у него не было возможности избежать наказания и сохранить лицо? Да нет же, наоборот. Извинений было бы достаточно, да и спортсменка была настроена не воинственно. Но тренер решил «стать в позу» и горделиво проигнорировал все замечания. И наивно полагал, что ему это сойдёт с рук.